Методические рекомендации для учителя при проектировании урока
Показатели САУ |
Алгоритм деятельности учителя при проектировании и проведения урока |
БЛОК 1 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ |
|
1.1.Определение планируемого результата |
1) определить место урока в теме, связь с предыдущим и последующими уроками; 2) определить обобщенную цель урока, отражающую предметный и метапредметный результат (для облегчения можно использовать клише формулирования цели по типам урока), задачи; 3) определить планируемый результат (предметный, метапредметный и личностный) на формирование которых рассчитан урок, разработать стратегию (способы) их достижения: - конкретизируем предметный результат урока (используя таксономию Б. Блума, определяем уровни которые планируются формировать на уроке, используя глаголы таксономии формулируем результат. Для этого прописываем или мысленно представляем формулировку «Ученики в конце урока…», подставляем глаголы подходящие выбранному уровню и прописываем контекст; продумываем индикаторы достижения предметного результата, по которым можно будет понять, достигнут ли результат); - определяем метапредметный результат(для облегчения можно использовать характеристику УУД для целеполагания, указываем УУД(регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД), на основе указанных аспектов выбираем соответствующие формулировки метапредметного результата которые планируется формировать на уроке; - определяем личностные УУД, на формирование которых будет работать урок. * Метапредметный результат необходимо соотнести с этапами урока (на каких этапах урока, формируется то или иное УУД; соответствие заявленных УУД в целевом разделе ТКУ по этапам урока). Важно соответствие деятельности ученика указанной УУД и способов их оценивания. |
1.2. Постановка цели на уроке |
1) на этапе проектирования урока определить цель для ученика и продумать условия, при которых она возникнет у них (например, через: организацию проблемной ситуации; организацию пробного учебного действия, с фиксацией затруднений, выявления места и причины затруднения; вовлечение учащихся в обсуждение цели урока, с фиксацией предложенных идей и формулировку совместной цели урока; через постановку проблемных вопросов, выдвижение гипотез, ситуаций и др.); 2) подобрать приемы постановки цели и вовлечения учащихся в целеполагание с учетом возраста и особенностей класса; 3) продумать индикаторы, с помощью которых можно проверить качество достижения цели; 4) продумать способ фиксации предложенных идей и формулировки совместной цели урока; 5) продумать возможные сценарии развития урока на случай расхождения предполагаемой цели с целью сформулированной совместно с учащимися; 6) на этапе проведения урока создать условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока); 7) организовать деятельность по приему целей учащимися; 8) разработать план учебных действий по достижению цели урока. * Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку их достижения. При подведении итогов урока учитель должен вернуться к целям урока и совместно с учениками определить уровень ее достижения. Важно рационально и эффективно распределить время на постановку цели урока без ущерба для других этапов урока. |
1.3. Мотивация учащихся |
1)определить значимость изучаемого материала, который учащиеся освоят на уроке; 2) подобрать задания, вопросы для актуализации опыта учащихся; 3) продумать и подобрать формы, приемы, методы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся (например, через совместное формулирование цели урока; актуализацию субъективного опыта учащихся; показ социальной и практической значимости изучаемого материала; создание проблемной ситуации с фиксацией затруднений; создание ситуации удивления; нестандартный вход в урок; отсроченная тема, тема-вопрос и др.); 4) создать на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика; 5) поддерживать интерес к теме, учебной деятельности, к достижению результата на протяжении всего урока. * Необходимо поддерживать мотивацию на протяжении всего урока, не допускать условий, негативно влияющих на мотивацию учащихся. Тема учебного занятия может быть переозвучена для привлекательности внимания. |
БЛОК 2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ |
|
2.1. Структура урока |
1) определить типологию, тип урока, исходя из места урока в теме и его цели; 2) определить структуру урока в соответствии с его типом (учитываем цель, задачи, показатели достижения результатов по каждому этапу урока); 3) распределить затраты урочного времени на каждый этап урока; 4) определить цели и задачи на каждый этап урока (при необходимости); 5) продумать логические переходы между этапами уроках последовательность, дозировку, плотность, рациональность затрат урочного времени. * При проектировании урока необходимо опираться на типологию уроков, соответствующих требованиям ФГОС, деятельностной направленности. В случае нарушения этапов уроков, при самоанализе необходимо аргументированно обосновать отсутствие того или иного этапа. |
2.2. Содержание учебного материала |
1) подобрать содержание учебного материала в соответствии с требованиями программы, целью (задачами), выбранного типа урока, уровня подготовки учащихся, с учётом работы по формированию указанных УУД в целевом разделе ТКУ; 2) оптимально определить объем содержания учебного материала для всех этапов урока в соответствии с учетом специфики этих этапов, запланированным результатом; 3) подобрать дополнительную информацию, отличающуюся от материалов учебника; 4) подобрать задания для разных категорий обучающихся согласно их возможностей (предусмотреть задания для одаренных детей и для детей с ОВЗ, если такие имеются в составе класса). * Необходимо подобрать проблемное, целесообразное содержание практической направленности, соответствующее особенностям класса, уровню подготовки, теме, целям и задачам урока оптимального объема для достижения планируемого результата по формированию указанных УУД/компетенций. |
2.3. Формы, приемы, методы обучения |
1) подобрать формы, приемы и методы обучения, адекватные поставленным целям урока, единице содержания, уровню подготовки учащихся; 2) подобрать и распределить используемые формы, приемы, методы по этапам урока, с учетом их целесообразности, временных затрат и соответствия с запланированным результатом; 3) продумать "изюминку" урока; 4) использовать разные приемы, методы, чтобы вызывать у учащихся интерес и желание работать в течение всего урока. * Необходимо отобрать формы, приёмы, методы обучения, адекватные поставленным целям урока и единице содержания, основанные на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечивающие деятельностный характер обучения, формирование запланированных УУД/компетенций. |
2.4. Применение современных образовательных технологий
|
1) подобрать СОТ (либо комплекс технологий), направленную на достижение цели и планируемых результатов (УУД/компетенций); 2) учесть правила и особенности выбранной технологии; 3) в случае использования комплекса технологий, необходимо подобрать различные приемы методы из разных технологий, с учётом возраста и уровня подготовки класса, технологического оснащения учебного кабинета. * Важно подобрать педагогическую технологию, нацеленную на развитие УУД/компетенций на уроке, соблюдая и учитывая при этом правила и особенности технологии, в соответствии с поставленной целью и содержанием учебного материала. |
БЛОК 3 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
|
3.1. Учебная деятельность учащихся |
1) спланировать учебную деятельность учащихся на каждом этапе урока в соответствии с его целью и планируемыми результатами; 2) продумать чередование видов учебной деятельности учащихся; 3) организовать деятельность по достижению заявленного образовательного результата (разработанного плана работы) так, чтобы учебная деятельность была целенаправленна и адекватна формируемым УУД/компетенциям; разнообразна по содержанию и форме; содержала широкий спектр заданий развивающего характера; обеспечивала оптимальный темп работы и обеспечивала активность учащихся. * Необходимо предусмотреть возможность изменения сценария урока (в случае если цель будет расходиться с той, что учитель изначально предполагал). Продумать и организовать работу, позволяющую учащимся самостоятельно выбирать уровень сложности учебного задания, темп и способы деятельности. |
3.2. Самостоятельная работа учащихся |
1) продумать объем и формы самостоятельной (индивидуальной/групповой) работы учащихся на уроке(можно с применением практико-ориентированных заданий, КОЗ и др.); 2) разработать (подобрать) учебно-методические материалы для самостоятельной работы учащихся; 3) продумать дифференциацию заданий для детей более подготовленных, слабоуспевающих и лиц с ОВЗ; 4) организовать и включить учащихся в активную самостоятельную деятельность учащихся, советующую формируемым УУД; 5) разработать критерии оценивания задания и ознакомить с ними учащихся или сформулировать их совместно с учащимися; 6) организовать контроль и оценку выполнения самостоятельной работы учащихся с оказанием своевременной помощи. * Необходимо в ходе урока организовать и включить учащихся в активную самостоятельную деятельность учащихся соответствующую формируемым УУД (организовать оптимальный для учащихся темп урока, разнообразную по содержанию и форме учебную деятельность, способствующую сознательности и активности учащихся на уроке). |
3.3. Домашнее задание |
1) определить цель домашнего задания, соотнести его с планируемыми образовательными результатами урока; 2) продумать разноуровневые задания, обеспечивающие дифференциацию домашнего задания с учетом специфики, уровня и особенностей класса(предоставляя право выбора уровня выполнения заданий в соответствии с интересами и возможностями и притязаниями каждого учащегося); 3) провести инструктаж по выполнению домашнего задания, с указанием трудностей, с которыми могут столкнуться учащиеся; 4) познакомить учащихся с критериями оценивания домашнего задания; 5) проследить, чтобы учащиеся зафиксировали в дневнике домашнее задание. * В случае если домашнее задание не предусматривалось по программе, по типу урока и др. Вам необходимо аргументированно обосновать его отсутствие при анализе урока. |
БЛОК 4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА |
|
4.1. Оценивание |
1) подобрать контрольно-измерительные материалы позволяющие оценить степень достижения планируемого результата (КОЗ и КОТЗ, оценочные листы); 2) продумать сочетание методов педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки учащихся; 3) распределить оценочные действия по этапам урока (соответствие методов обучения и процедур оценивания), подобрав способы контроля и оценивания по заявленным аспектам УУД (компетенциям); 4) включить учащихся в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания по установленным критериям; 5) оценить степень достижения планируемых результатов с помощью разработанных средств (оценочных заданий) или подобранных средств контроля, контрольно-измерительных материалов. * Важно с помощью подобранных или разработанных средств (оценочных заданий) оценить планируемый результат. |
4.2. Рефлексия |
1) продумать формы проведения рефлексии, на конкретных этапах урока; 2) эффективно подобрать приемы и способы рефлексии в соответствии с задачами конкретного этапа урока; 3) спланировать работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне достижения планируемых результатов каждым обучающимся. * Важно научить учащихся соотносить цель и результаты своей учебной деятельности с фиксацией ее достижения, что получилось, что нет и почему. |
4.3. Результат урока |
Соотнести конечный результат урока с: - целью урока; - планируемыми результатами; - количеством учащихся, достигнувших планируемый результат. * Какой результат получили в конце урока, соотносится ли он с целью, планируемыми результатами, и сколькими учащимися достигнут планируемый результат. |
Методические рекомендации
«Как успешно провести урок?»
1. Излагая новый материал, используйте систему записи на доске основного учебного содержания, которое должно быть обязательно усвоено школьниками. Здесь вам помогут словесно - логические схемы, обобщающие таблицы, опорные сигналы.
2. Даже в процессе изложения учебного материала постарайтесь беседовать сучащимися, контролируя качество его усвоения и степени познавательного
интереса к нему.
3. Добейтесь того, чтобы вопросы учащихся с мест, их ответы комментарии давались только по вашему разрешению.
4. Постарайтесь организовывать постоянную занятность учащихся на уроке. Это позволить преодолеть многие трудности, в том числе решить проблему дисциплины.
5. Используйте на уроке дополнительный, занимательный материал научно-популярной литературы, что будет способствовать развитие интереса к предмету.
6. Не забывайте о богатых возможностях наглядных средств обучения.
7. Излагайте материал в доступной для учащихся форме. При изучении наиболее сложных вопросов курса. Однако, иногда целесообразно их повторное изложение учителем.
8. Акцентируйте внимание школьников на практической значимости изучаемого материала. Общие идеи и положения старайтесь проиллюстрировать конкретными примерами.
9. Организуйте самостоятельную интеллектуальную и практическую деятельность учащихся на уроке, сочетая фронтальную, групповую индивидуальную форму работы. Осуществляйте логический переход к новому виду учебной деятельностью.
10. Не забывайте организовывать работу школьников с учебником на уроке. При этом возможны следующие виды деятельности учащихся:
· ответы на вопросы в конце параграфа;
· пересказ содержания параграфа;
· выписывание в тетрадь основных терминов и понятий;
· выписывание в тетрадь основных определений;
· конспектирование;
· составление плана параграфа;
· заполнение таблиц в тетради (по материалу, приведенному в учебнике) работа с иллюстрацией учебника.
12. Используйте многообразие методов и приемов опроса учащихся:
· устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему);
· решение задач (устно или письменно);
· коллективное заполнение таблиц или схемы на доске;
· письменный ответ с указанием частей на рисунке;
· сравнение признаков объекта;
· индивидуальное сообщение учащихся (доклад, реферат, результаты опыта и т.д.);
· обсуждение ответа товарища;
· письменный программированный опрос;
· самостоятельное заполнение таблицы в тетради.
13.У чителя в целях проверки качества усвоения школьниками знаний и умений нередко организуют:
· выполнение разноуровневых индивидуальных заданий по дидактическим карточкам
· поиск и комментирование взаимосвязи между понятиями написанными учителем на доске;
· ответ по плану, составленному самостоятельно или предложенном учителем;
· составление вопросов и задавание их своим товарищам по классу;
· исправление ошибок в терминах, написанных учителем на доске;
· участие в «полетном» повторении по основным терминам, понятиям, проводимым учителем, и т.д.;
14. Познавательная деятельность учащихся может быть организована на продуктивно-подражательном, частично-поисковом, творческом уровнях. Уделяя особое внимание творческому развитию учащихся, необходимо предлагать им проблемные вопросы, заставляющие активно работать мысль.
15. Приучайте школьников к самостоятельному ведению записей в тетради:
· вопрос для обдумывания на уроке;
· таблиц, схем, опорных сигналов, которые облегчают усвоение материала;
· планы ответов;
· планы проведения лабораторных работ;
· планы осуществления интеллектуальной деятельности (например: план сравнения объектов);
· краткие конспекты трудных абзацев учебника;
· список рекомендуемой литературы;
· домашнее задание к следующему уроку.
Однако не следует слишком увлекаться ведением записей (в особенности бездумным переписыванием школьниками материала и учебника). Необходимо помнить о том, что любое действие ученика и учителя на уроке должно быть педагогически целесообразным и иметь определенный смысл, ведь время урока не безгранично...
16. Поощряйте даже, небольшой успех ученика при движении к цели отмечайте (хотя бы добрым словом) его личные достижения, формируйте на уроке микроклимат сотрудничества и взаимосвязи.